25 июн. 2009 г.

Дети с особыми потребностями будут обучаться в обычных школах

Раньше этим термином оперировали только филологиВ рамках украинско-канадского проекта по внедрению инклюзивного образования в 22 учебных заведениях 10 регионов Украины дети с особыми потребностями будут учиться вместе со здоровыми ровесниками.
Министерство образования и науки Украины совместно с Всеукраинским фондом «Шаг за шагом» провело расширенное совещание на тему «Внедрение в Украине инклюзивного образования».
Инклюзивная школа — это учреждение образования, открытое для обучения всех детей, независимо от их физических, интеллектуальных, социальных или иных особенностей. Дети с особыми потребностями имеют право учиться вместе со здоровыми ровесниками. А сейчас большинство учеников с особыми потребностями учатся в специальных школах (школах-интернатах) или по индивидуальной форме обучения.
Заместитель министра образования Павел Полянский в своем докладе отметил, что для введения инклюзивного образования надо изменить философию украинцев, чтобы к лицам с особыми потребностями относились как полноправным членам общества, которые имеют равные права и возможности на обучение, работу, общественную деятельность.
«Украинцы не всегда толерантно относятся к детям с нарушениями психофизического развития и очень часто не воспринимают принципов инклюзивного образования, выступают против того, чтобы их дети учились вместе с детьми с особыми потребностями, — объясняет Вера Шинкаренко, начальник отдела дошкольного, начального и специального образования МОН. — А это неправильно. Дети с особыми потребностями такие же, как и их дети, а беда может настигнуть любого. Принципы инклюзивного образования успешно внедряют во многих развитых странах мира. К этому стремимся и мы».
На совещании присутствовали и директора общеобразовательных инклюзивных школ Белой Церкви, Львова и Симферополя. Делились опытом и рассказывали о необходимости оборудовать учебные заведения так, чтобы школьникам с особыми потребностями было удобно передвигаться.
«Чтобы система инклюзивного образования начала действовать, необходимо создать надлежащие условия в общеобразовательных школах (установить подъемники, пандусы), — говорит Вера Шинкаренко. — Пока школ, в которых вместе обучаются дети с ограниченными возможностями и здоровые, немного. Например, две такие школы успешно работают в Белой Церкви».
Интересно, что инклюзивное образование не предусмотрено ни одним украинским законом. И это, по мнению участников совещания, одно из крупнейших препятствий внедрению инклюзивного образования в нашей стране.

Комментариев нет: