7 сент. 2009 г.

Опрос: как украинцы оценивают качество школьного образования

«И эти эксперты запрещают нам ковыряться в носу!»Киевский институт проблем управления имени Горшенина с 25 по 27 августа 2009 г. провел телефонный опрос на тему «Мнение украинцев о школьном обучении». Всего было опрошено 1000 респондентов в возрасте от 18 лет во всех областных центрах Украины.
Согласно результатам всеукраинского исследования, более трети опрошенных украинцев — 38,7% — оценивают качество образования, предоставляемое современной школой удовлетворительно. Оценку «хорошо» поставили школьному образованию 30,1%, а оценку «отлично» — только 8,3% респондентов. Неудовлетворительно оценивают качество среднего образования 13,4% украинцев, а 9,5% — затруднились дать ему свою оценку.
Более половины опрошенных граждан — 65,3% — считают, что Украине нужна реформа школьного образования. Причем 46,7% из них ответили, что реформа скорее нужна, а 18,6% — точно нужна. Противоположной точки зрения придерживаются почти треть респондентов — 29,6%. Из них 22,4% ответили, что реформа школьного образования скорее не нужна, а 7,2% — точно не нужна. Не определились с позицией по данному вопросу 5,1% граждан Украины.
Наиболее распространенной проблемой современной школы, по мнению почти половины опрошенных — 49,4% — являются постоянные сборы денег на ремонт школы и подарки учителям. Более трети респондентов — 35,2% — считают основной проблемой необходимость приобретения дорогих учебников и учебных материалов, а четверть — 25,8% — обеспокоены безразличным отношением педагогов к детям. Приблизительно пятую часть опрошенных — 22,4% — волнует некомпетентность школьных учителей, почти столько же граждан — 20,8% — озабочены низким уровнем безопасности детей в школе, а чуть меньшее количество респондентов — 19,5% — считают недостатком школьного обучения переполненные классы. Каждый шестой опрошенный — 15,3% — обратил внимание на несовременность программ школьного обучения, а 5,4% затруднились назвать наиболее актуальные для современной школы проблемы.
При этом половина украинцев — 50,3% — считают, что школьная форма нужна. Из них 35,1% отметили, что каждой школе нужна своя форма, а 15,2% — что нужна единая форма для всех школ в стране. Не видят необходимости в наличии школьной формы 42,2% опрошенных, а 7,5% затруднились с ответом на данный вопрос.
Более четверти украинцев — 28,2% — считают, что подготовка школьника к новому учебному году обойдется в 1000–1500 грн. Немногим меньшее количество опрошенных — 23,7% — назвали сумму 800–1000 грн. Каждый шестой респондент — 15,4% — считает, что уложиться можно в сумму 1500–3000 грн. и почти столько же — 14,4% — полагают, что на сборы школьника достаточно потратить 500–800 грн. Только 7,8% считают, что собрать ученика можно, имея на руках 300–500 грн, при этом 5,6% заявили, что и 3000 грн. на подготовку к школе мало — нужно больше. Суммой до 300 грн. надеются обойтись 2,6% украинцев, а 2,3% затруднились оценить, во сколько обойдется в этом году подготовка ученика к школе.

Вслед за телефонным опросом тот же институт провел опрос экспертов о том, что в первую очередь следует изменить в системе современного школьного образования.
Шалва Амонашвили, Почетный академик РАО, руководитель Международного Центра гуманной педагогики, доктор психологии, профессор, педагог и психолог, один из основных создателей системы начального обучения детей с шестилетнего возраста считает, что ключевым моментом в системе школьного образования должна стать забота о педагогах. «В первую очередь — это забота об учителе. Если учитель будет доволен, — он образован, он развит — тогда и с образованием все будет хорошо. Самое главное — это повысить заботу об учителе. Если учитель получает нормальную зарплату и общество относится к нему внимательно, и развивается творчество учителя — тогда образование спасено», — сказал Ш. Амонашвили.
Лидия Ващенко, начальник отдела естественно-математического и технологического образования Министерства образования и науки Украины считает, что изменения системы образования необходимо начинать с подготовки учителя. «Надо изменить систему подготовки учителя. Учитель должен быть компетентным, добрым, иметь высокий уровень культуры и любить детей. Также нам необходимо изменить организацию учебно-воспитательного процесса. На сегодня в процессе обучения мы больше сосредоточены на том, чтобы дать детям много знаний. А в современном мире важнее научить ребенка учиться. То есть цель обучения — не сумма знаний, а компетенции, жизненные навыки», — сказала Л. Ващенко. Также эксперт отметила важность создания национальной системы мониторинговых исследований качества образования и участия школьников Украины в международных сравнительных исследованиях. «Все передовые страны мира участвуют как минимум в четырех таких исследованиях. Опыт стран с эффективным образованием свидетельствует о том, что мониторинг качества образования — это путь к его улучшению. В 2011 году мы планируем во второй раз принять участие в исследовании качества естественно-математического образования (TIMSS) и впервые в исследовании учеников касательно чтения текста с пониманием (PIRLS). Анализ результатов таких исследований дает возможность подумать, проанализировать и выбрать направления корректировки учебного процесса и подготовки педагогических кадров», — сказала Л. Ващенко и добавила, что вообще по-другому бы строила школу. «Я думаю, что важно, чтоб в центре школы располагалась библиотека, оборудованная компьютерной техникой, а по радиусу размещались учебные комнаты, тоже оборудованные. Для того, чтобы можно было обучать детей по новым технологиям», — считает эксперт.
Сергей Ветров, директор Открытой педагогической школы, доцент Киевского городского педагогического университета им. Б. Гринченко причину проблем среднего образования видит в том, что, по инерции, на образование перешла та же логика управления, что и у отраслевых министерств — промышленности, сельского хозяйства. «Жесткая вертикаль, управление сверху, снизу, планирование и строгая отчетность. Это не дает результата. Это видно и по опыту зарубежных стран. Во всем мире существует и работает общественно -государственная система образования. У нас в чистом виде государственная. У нас декларировано в доктрине о том, что мы переходим к государственно-общественной системе образования, но помимо всяких лозунгов это на деле ничем не оборачивается», — говорит С. Ветров. По его мнению, так происходит потому, что никто не хочет отдавать власть общественности в лице предметных ассоциаций, педагогических союзов, которые, как специалисты, взяли бы на себя содержание образования и контроль за его качеством. То есть определяли бы, чему учить. «А государство, естественно, должно оставить за собой инфраструктуру, материальную базу, зарплату и т. д.», — считает эксперт. Также, по мнению С. Ветрова, эффективным было бы создание образовательных округов в регионах. «Есть 10–12 школ в округе и есть совет округа, куда входят и педагоги, и родители, и работодатели, и управленцы. И они определяют политику жизни школ в своем округе. Вот такие шаги дали бы результат, как это уже происходит во всем мире», — считает С. Ветров.
Марина Ткаченко, эксперт Института Горшенина в сфере социального проектирования считает, что надежда на настоящую реформу средней школы с каждым годом становится все эфемернее. «Мышление чиновников от образования годами тормозит на уровне формальных решений: а давайте сделаем двенадцатилетку. А пусть будет не пятибалльная, а двенадцатибальная система оценки знаний. А пусть будут не четверти, а семестры. А давайте введем тестирование», — говорит М. Ткаченко. По ее мнению, такие формальные решения ничего не меняют в сути школьного образования. «Почему нет экспертных дискуссий об изменении содержания образования? О модернизации подходов к передаче учебного материала? О способах организации самого материала? У тех, кто отвечает за среднюю школу, существует опасный миф о том, что образование равно сумме знаний. Этот количественный подход, этот нездоровый ажиотаж вокруг объема знаний делает практически невозможной постановку вопроса о развитии мышления ребенка. Школа требует точного воспроизведения формулировок и определений, пространства для развития в ней не существует. Кстати, именно из-за этого блестящие школьные отличники очень часто становятся неудачниками во взрослой жизни», — считает М. Ткаченко. Эксперт отметила и еще один важный момент, который, как правило, упускают, когда говорят о реформе школы: «Необходима реформа педагогического образования, новая концепция подготовки педагогов. И необходим общестрановой конкурс на разработку такой концепции».

Комментариев нет: