25 сент. 2009 г.

О домашнем среднем образовании

Предлагаем вашему вниманию дискуссионную статью, опубликованную в еженедельнике «Фокус» (№ 38 (150) от 16.09.2009). Речь идет о родителях, которые по тем или иным причинам не приветствуют обучение своих детей в школе, и предпочитают несистематически заниматься с детьми дома — самостоятельно или с помощью репетиторов.

Что такое анскулинг

Анскулинг (от англ. unschooling) — система взглядов, которая отрицает школьное образование и делает ставку на обучение в семьях. В 60–70-е годы возникла в США: многие американцы стали забирать детей из школ, взяв на себя заботы об их домашнем обучении. Идеологом этого подхода стал Джон Холт, автор книг о проблемах образования «Как учатся дети», «Как дети становятся неудачниками», а также издатель журнала «Растем без школы».


Чтобы учить детей дома, родителям приходится использовать всевозможные уловки. Анскулинг в Украине до сих пор вне закона

«Сегодня Ярослав в первый раз не пойдет в школу. Завтра у нас айкидо и знакомство с домашним репетитором, затем плавание и рисование», — написала 1 сентября в своем блоге киевлянка Юлия Дорофеева. Законным основанием для обучения сына дома, на которое она будет тратить около 500 грн. в месяц, стала справка о состоянии здоровья ребенка. Без нее избавить Ярослава от радостей средней школы Юлии не удалось бы: украинские законы не предусматривают возможность учебы вне школы без «уважительных причин». Тем не менее у этого способа получения образования в Украине появляется все больше сторонников. Каждый год в стране более 10 тыс. человек находят уважительные причины для того, чтобы учиться экстерном.

Принуждение к парте

— Сначала я хотела купить учебники, чтобы не уходить далеко от школьной программы. Полистала их и отказалась. Строго говоря, мы не учимся, а общаемся. Я стараюсь интересно отвечать на вопросы, которые задает ребенок. Один интерес сменяет другой. Интернет — наше все: там есть и видеолекции по математике, и научно-популярные фильмы по всем предметам, географию можно изучать с помощью Google Maps. Недавно мы с сыном гуляли по 3D Парижу. Я считаю, если ребенку интересна астрономия, нужно идти с телескопом на балкон, а не мучиться над тетрадками, — рассказывает г-жа Дорофеева.
Она программист, работает дома. Анскулинг Юлия рекомендует только тем родителям, у кого есть время и силы на общение с ребенком, а главное — если это доставляет удовольствие обоим.
Украинское законодательство не поощряет сторонников семейной формы обучения. Согласно указу (наверное, все-таки приказу. Указы у нас издает только Президент — прим.) Министерства образования и науки, на экстернате имеют право учиться только те, кто по весомым причинам (их еще нужно доказать) не в состоянии ходить в школу, или вундеркинды, которые опережают сверстников. В МОН считают, что для таких детей достаточно и экстерната, потому легализовать семейное образование по желанию детей и родителей пока не собираются.
А вот в России, где семейная форма обучения прописана в законах, родители имеют право взять на себя заботы об образовании детей, получая от государства компенсацию. Ребенок закреплен за школой, где время от времени его экзаменуют.

Учить и не пущать

Домашняя работа. На свой страх и риск Галина Лукшина (справа) начала заниматься с 10-летней дочерью Алисой дома.Несмотря на порок сердца и психологическую травму из-за травли в школе, 10-летней Алисе отказали в анскулинге. После случая, когда девочка в истерике выбежала из школы на проезжую часть, родители на свой страх и риск начали заниматься с ней дома. Недавно Алисе предложили сниматься в кино, что дало формальные основания временно не ходить в школу. Необычность, которая так раздражала одноклассников девочки, стала для нее преимуществом на съемочной площадке.
— Она отличается от других детей и поведением, и речью, и мышлением. В то же время свободно общается с интересными ей сверстниками в художественной школе и клубе йоги. Домашнее обучение не только избавляет ребенка от психологических и физических травм, но и намного выгоднее, поскольку не требует взяток и других необоснованных расходов, — убеждена мать Алисы Галина Лукшина.
Марина Коптелова, психолог детского клуба «Скворечник», работает с детьми с синдромом гиперактивности, которым дают временное освобождение от школы.
— Многие шестилетки не готовы к классно-урочной системе из-за особенностей своего развития. А гиперактивные дети просто не в состоянии высидеть за партой 45 минут, они не могут сосредоточиться. От этого возникает много проблем. Школьный психолог может рекомендовать таким детям пройти освидетельствование у психиатра, но постоянное освобождение от школы они не получат. Ведь синдром гиперактивности не является медицинским диагнозом, — говорит психолог.
Противники анскулинга призывают подумать о социальной адаптации детей, у которых якобы может сформироваться комплекс исключительности.
— Внешкольное образование оправдано только для больных детей, — считает глава Ассоциации руководителей школ Украины Елена Онац. — Родители, отстаивающие право на семейное обучение, слишком уверены в себе: они не знают предметов, не владеют методиками, не смогут объяснить правило, формулу, теорему, ведь для этого нужны профильные знания. Кроме того, «семейные» дети не научатся общению с ровесниками, не смогут адекватно оценить себя. Да и на каком основании мы станем аттестовать таких детей, если ответственность за обучение будут нести родители? Как массовое явление семейное образование однозначно недопустимо.
У запрещенного де-юре анскулинга появляется все больше как сторонников, так и противников в Украине. Первые хвалят эту систему за качественное обучение, отсутствие нежелательного окружения, внимание к потребностям ребенка, за экономию средств и времени. Противники критикуют анскулинг за отсутствие единых стандартов и навязывание детям единственной — родительской — точки зрения. Тем временем научные исследования в США подтвердили: у детей, находящихся на семейном обучении, самооценка выше, знания лучше, а социальных связей больше, чем у школьников.

Комментариев нет: