24 сент. 2009 г.

К вопросу о профориентировании учеников

У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?Киевская городская власть тщательным образом изучает вопрос профессионального ориентирования столичных выпускников. На вопрос, какие именно профессии и почему выбирают ученики киевских школ, дало ответы исследование «Внедрение профильного обучения в учебных заведениях г. Киева», проведенное Центром мониторинга столичного образования Главного управления образования и науки КГГА. Чуть ранее мы уже сообщали о результатах другого исследования — о взаимоотношениях учеников и учителей, и вот теперь новое.
«Появление новых и изменение старых профессий, внедрение новых технологий в производстве товаров и услуг, компьютеризация производства и использование компьютерных технологий в процессе труда — все это вынуждает нас искать новые подходы к профориентированию молодежи. Мы нередко сталкиваемся с тем, что, получая диплом, человек в дальнейшем не работает по профессии. Именно поэтому для нас чрезвычайно важно знать, как и почему выпускники выбирают ту или иную профессию, чтобы уберечь их от таких ошибок», — объяснил начальник Главного управления образования и науки КГГА Виталий Журавский.
Так, исследование показало, что большинство учеников 11-х классов столичных школ (92,6%) планируют продлить обучение в высших учебных заведениях. Но вместе с тем 60% из них не знают какую профессию выбрать.
В современных условиях экономического спада и нестабильности базовая потребность человека в безопасности и защите побуждает его искать стабильную и более прогнозируемую среду, которая обеспечит высокий материальный и социальный статус. Поэтому не удивительно, что доминирующими мотивами относительно выбора выпускниками школ профессии является престиж будущей работы, уровень заработной платы, комфортные условия труда, возможность реализовать свои способности. Среди профессий старшеклассники чаще выбирают высокооплачиваемые: экономиста, юриста, менеджера, адвоката, программиста. Только 3% учеников имеют желание работать на транспорте или строительстве, и только 0,7% — на производстве.
Красноречивыми являются такие цифры: 72,2% учеников при выборе профессии на первое место ставят заработную плату и только 33,4% стремятся приносить пользу обществу.
Исследование также обнаружило гендерные отличия в выборе профессий. Юноши больше ориентированы на продолжение семейной династии, получение высокой заработной платы, комфортные условия труда. Девушек преимущественно интересует возможность реализовать свои способности, приносить пользу обществу. Срабатывают полоролевые стереотипы, представления о типично мужских или женских профессиях, согласно которым мужчины должны заниматься престижной и, соответственно, высокооплачиваемой работой.
«Современные выпускники школ прагматично решают вопрос профессиональной перспективы: выбирают престижные, высокооплачиваемые профессии. Однако, это приводит к перенасыщенности рынка труда специалистами одной сферы профессиональной деятельности и нехватке специалистов в другой, менее популярной сфере», — отметил Виталий Журавский.
В ходе исследования также было обнаружено, кто боле всего влияет на ребенка при выборе будущей профессии. Так, на первом месте стоят родители (81,9%), достаточно веско на выбор профессии влияют собственные высокие достижения учеников по предметам, дополнительные литературно-учебные материалы, и, что интересно, средства массовой информации. «Аутсайдером» же влияния на формирование у учеников профессиональных симпатий является школа.
«В 98% обследованных общеобразовательных учебных заведениях города Киева организовано профильное обучение. Наша цель — углубить и улучшить процесс профориентирования киевской молодежи. Главное задание — усилить влияние школы (учителя и психолога) на выбор учениками будущей профессии, ведь именно они могут помочь развить те самые яркие способности ребенка, которые в будущем помогут получить не только высокооплачиваемую профессию, но и ту, которая будет одновременно приносить и удовольствие, и пользу», — добавил Виталий Журавский.

Комментариев нет: