30 нояб. 2009 г.

Курс на ускорение

Журнал «Фокус» предлагает свой взгляд на тему того, как помочь ребенку перенести учебные нагрузки после карантина.

Дети — не машиныКарантин, объявленный по случаю эпидемии гриппа, подарил украинским школьникам более трех недель незапланированных каникул. Решение о его окончании для каждого региона принимается индивидуально — например, в Киеве школьники вернулись за парты 25 ноября. Министерство образования не дало однозначных распоряжений о том, как наверстывать упущенное. Есть только рекомендации: субботы уроками не занимать, дефицит часов компенсировать за счет объединения тем, дополнительных заданий и самостоятельного изучения материала.

На расстоянии

«Это не первый карантин в нашей практике, так что у педагогов уже есть наработанные методы интенсивного обучения, и дети к такому готовы», — комментирует ситуацию учитель математики Киевской гимназии НПУ им. Драгоманова Любовь Бабенко.
На время карантина в этой гимназии ввели дистанционное обучение: дали детям задание через интернет, предусмотрели возможность консультаций с учителями и проверки выполненных заданий по сети. Такая же схема работает в киевском лицее «Подол», в черкасской школе № 13 и во многих других заведениях страны. У самых продвинутых учебных заведений даже есть собственные серверы, на которых выкладываются не только домашние задания, но и дополнительная литература, рефераты, учебные фильмы и другие полезные материалы.
В Шостке во время карантина к учебе на расстоянии подключили еще и телевидение: с подачи городских властей по муниципальному каналу транслировались телеуроки по физике, химии, биологии, истории и другим предметам. В случае второй волны эпидемии здесь готовы записать новые уроки.
Однако «дистанционку» пока могут себе позволить не все учебные заведения. «Задание для самостоятельной работы вывесили в школе на обратной стороне дверного стекла, чтобы дождь-снег не намочил. Причем задание на три недели было дано, когда до окончания карантина оставалось всего две недели. Переписывала и удивлялась — первоклассник не может учиться сам», — рассказывает Екатерина Курганская из Николаева, мама первоклассника Богдана. В конце концов ей пришлось самой составить расписание уроков и начать заниматься с сыном. Получалось не все, 6-летнему малышу непросто за несколько дней выучить 4 новые буквы или 5 стихотворений. Так и играли в школу.
А вот Марина Полякова из Киева, мама первоклассницы Ани, говорит, что им заданий не давали: учительница только просила по возможности читать на украинском, тренировать руку для письма и учить новые английские слова.

Два раза не повторяем

Как считают учителя, большую часть тем удастся дать за счет уменьшения часов на повторение пройденного. Правда, не во всех классах. Если у 11-классников в программе есть достаточный резерв таких часов, то в программе для 8 класса их гораздо меньше — придется наверстывать во время дополнительных уроков и объединять смежные темы.
Педагоги отмечают, что материал, усвоенный до зимних каникул, воспринимаются детьми лучше, и, как правило, пытаются дать самые объемные и сложные темы именно в первом полугодии. Так будет и в этом году. «Попытаемся наверстать упущенное до зимних праздников, но если не успеем — ничего страшного, догоним в течение второго семестра», — продолжает Любовь Бабенко.
В Министерстве образования говорят, что, если второй волны эпидемии не будет, школы без проблем выполнят программу. В случае же повторного карантина без рабочих суббот обойтись не получится. Но пока об этом предпочитают не думать.
«Многие родители интересуются, не ослабят ли иммунитет их чада дополнительные уроки», — комментирует педиатр Алена Шутько. — У каждого свой порог утомляемости. Некоторые дети после восьми уроков еще и в футбол идут гонять, находят и время, и силы. Так что правильное питание, распорядок дня и чередование физических и умственных нагрузок сводят на нет все негативные последствия от усиленной учебы».

Строгий режим

«Ближайшие 2–3 недели у нас будет начитка материала, но потом, естественно, все учителя начнут требовать результатов, проводить контрольные — вот в чем сложность. Ребятам придется писать по нескольку проверочных работ в день», — тревожится Любовь Бабенко.
В случае если плотность контрольных на один учебный день зашкаливает, министерство рекомендует сократить их: проводить по одному оцениванию на 2–3 темы. Контрольные станут сложнее, но их будет меньше.
А вот сами ученики на будущие трудности смотрят с оптимизмом. «Домашнее задание, которое нам давали через интернет, я давно сделала. Первые полторы недели карантина вообще практически не выходила из дому, готовилась по индивидуальной программе к поступлению в институт, — делится одинадцатиклассница Аля Музыка. — Думаю, потерянное время наверстаем легко».
В некоторых школах, возможно, частично сократят каникулы. Во Львовской области, например, приняли решение урезать зимние и отдать под учебу часть весенних каникул.
В части школ Донецкой области каникулы тоже уменьшатся. Кстати, здесь существует региональная программа дистанционного обучения, которую еще предстоит обкатать на практике. В частности, здешние специалисты подумывают пустить в эфир телеуроки и предоставить учителям возможность вести образовательные колонки в газетах. В случае чего повторный карантин станет хорошим поводом проверить действенность этих методов.

Комментариев нет: