Карантин, объявленный по случаю эпидемии гриппа, подарил украинским школьникам более трех недель незапланированных каникул. Решение о его окончании для каждого региона принимается индивидуально — например, в Киеве школьники вернулись за парты 25 ноября. Министерство образования не дало однозначных распоряжений о том, как наверстывать упущенное. Есть только рекомендации: субботы уроками не занимать, дефицит часов компенсировать за счет объединения тем, дополнительных заданий и самостоятельного изучения материала.
На расстоянии
«Это не первый карантин в нашей практике, так что у педагогов уже есть наработанные методы интенсивного обучения, и дети к такому готовы», — комментирует ситуацию учитель математики Киевской гимназии НПУ им. Драгоманова Любовь Бабенко.
На время карантина в этой гимназии ввели дистанционное обучение: дали детям задание через интернет, предусмотрели возможность консультаций с учителями и проверки выполненных заданий по сети. Такая же схема работает в киевском лицее «Подол», в черкасской школе № 13 и во многих других заведениях страны. У самых продвинутых учебных заведений даже есть собственные серверы, на которых выкладываются не только домашние задания, но и дополнительная литература, рефераты, учебные фильмы и другие полезные материалы.
В Шостке во время карантина к учебе на расстоянии подключили еще и телевидение: с подачи городских властей по муниципальному каналу транслировались телеуроки по физике, химии, биологии, истории и другим предметам. В случае второй волны эпидемии здесь готовы записать новые уроки.
Однако «дистанционку» пока могут себе позволить не все учебные заведения. «Задание для самостоятельной работы вывесили в школе на обратной стороне дверного стекла, чтобы дождь-снег не намочил. Причем задание на три недели было дано, когда до окончания карантина оставалось всего две недели. Переписывала и удивлялась — первоклассник не может учиться сам», — рассказывает Екатерина Курганская из Николаева, мама первоклассника Богдана. В конце концов ей пришлось самой составить расписание уроков и начать заниматься с сыном. Получалось не все, 6-летнему малышу непросто за несколько дней выучить 4 новые буквы или 5 стихотворений. Так и играли в школу.
А вот Марина Полякова из Киева, мама первоклассницы Ани, говорит, что им заданий не давали: учительница только просила по возможности читать на украинском, тренировать руку для письма и учить новые английские слова.
Два раза не повторяем
Как считают учителя, большую часть тем удастся дать за счет уменьшения часов на повторение пройденного. Правда, не во всех классах. Если у 11-классников в программе есть достаточный резерв таких часов, то в программе для 8 класса их гораздо меньше — придется наверстывать во время дополнительных уроков и объединять смежные темы.
Педагоги отмечают, что материал, усвоенный до зимних каникул, воспринимаются детьми лучше, и, как правило, пытаются дать самые объемные и сложные темы именно в первом полугодии. Так будет и в этом году. «Попытаемся наверстать упущенное до зимних праздников, но если не успеем — ничего страшного, догоним в течение второго семестра», — продолжает Любовь Бабенко.
В Министерстве образования говорят, что, если второй волны эпидемии не будет, школы без проблем выполнят программу. В случае же повторного карантина без рабочих суббот обойтись не получится. Но пока об этом предпочитают не думать.
«Многие родители интересуются, не ослабят ли иммунитет их чада дополнительные уроки», — комментирует педиатр Алена Шутько. — У каждого свой порог утомляемости. Некоторые дети после восьми уроков еще и в футбол идут гонять, находят и время, и силы. Так что правильное питание, распорядок дня и чередование физических и умственных нагрузок сводят на нет все негативные последствия от усиленной учебы».
Строгий режим
«Ближайшие 2–3 недели у нас будет начитка материала, но потом, естественно, все учителя начнут требовать результатов, проводить контрольные — вот в чем сложность. Ребятам придется писать по нескольку проверочных работ в день», — тревожится Любовь Бабенко.
В случае если плотность контрольных на один учебный день зашкаливает, министерство рекомендует сократить их: проводить по одному оцениванию на 2–3 темы. Контрольные станут сложнее, но их будет меньше.
А вот сами ученики на будущие трудности смотрят с оптимизмом. «Домашнее задание, которое нам давали через интернет, я давно сделала. Первые полторы недели карантина вообще практически не выходила из дому, готовилась по индивидуальной программе к поступлению в институт, — делится одинадцатиклассница Аля Музыка. — Думаю, потерянное время наверстаем легко».
В некоторых школах, возможно, частично сократят каникулы. Во Львовской области, например, приняли решение урезать зимние и отдать под учебу часть весенних каникул.
В части школ Донецкой области каникулы тоже уменьшатся. Кстати, здесь существует региональная программа дистанционного обучения, которую еще предстоит обкатать на практике. В частности, здешние специалисты подумывают пустить в эфир телеуроки и предоставить учителям возможность вести образовательные колонки в газетах. В случае чего повторный карантин станет хорошим поводом проверить действенность этих методов.
30 нояб. 2009 г.
Курс на ускорение
Журнал «Фокус» предлагает свой взгляд на тему того, как помочь ребенку перенести учебные нагрузки после карантина.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий