10 дек. 2009 г.

Насколько изменилась школа за 20 лет?

Журналисты газеты «Комсомольская правда в Украине» вернулись за парту, чтобы узнать, что изменилось за 20 лет, прошедших после их выпускного.
На днях моя девятилетняя дочь, сидя над домашним заданием, спросила: «Мам, а как подчеркнуть слово «где-то» — отрывистой линией или той, что точка-тире?»

Доченька, — начала я по-родительски поучать, — для того чтобы правильно подчеркнуть это слово, нужно открыть учебник и посмотреть правило, узнать, какие члены предложения на какие вопросы отвечают…

И тут запнулась. Стоп. Секундочку. А зачем? Кто-нибудь когда-нибудь во взрослой жизни хоть раз подчеркнул, извините, член предложения? Сколько всего было выучено, вымучено, прогуляно, зазубрено, не понято, забыто… И что из этого работает в нашей взрослой жизни? Пользуясь служебным положением, хочу… в школу! Хочу глянуть на нее не детскими, а взрослыми глазами.
…Я решила не мелочиться и сесть за парту выпускного класса. Дверь с надписью «Директор» заставила немного изменить осанку и выражение лица. Легкая сутулость, глупая улыбка… Откуда это? Точно, из школы.

— Здравствуйте, я журналист, хотела бы провести один день в 11-м классе. Понимаете, мне для материала нужна атмосфера, дух школы…

— Пишите заявление.

Вечером дома смотрела фильм «Общество мертвых поэтов». Почему именно его? Не знаю. Но явно не случайно то, что через двадцать лет после окончания школы мне случайно попадается на глаза кино о гениальном педагоге. Свободном, творческом, талантливом человеке, который перевернул сознание учеников и научил их главному — мыслить.
Так устроен мир, подумала я и завела будильник на семь утра.

«ВЫКЛЮЧИЛА И ЗАШЛА!»

Проспала. Банально проспала «Вiтчизняну iсторiю»!
На входе в школу дежурные проверяют «сменку». Меня не остановили — я взрослая. Странно, а что, у взрослых обувь чище? И они не оставляют комья грязи «по всему этажу, как не стыдно, Марьванна полы все утро натирала, хамы»!?
Нашла нужный кабинет, уселась на подоконник в коридоре.
Из кабинета выбежала девчушка, прикрывая ладошкой мобильник:

— Да, мам, у меня урок, да, хорошо, взяла, конечно, до хоро…

— Выключила телефон и зашла в класс! Взяли моду!

ЭТОТ тон за двадцать лет не изменился. Я узнала его — не только тон, но и построение предложений. Без подлежащего. Без «кто-что». Выключила и зашла!
Из кабинета № 13 доносится продолжение: «Так! Сели на места! Я сказала, сели!»
Теперь я взрослая и точно знаю, КАК это называется. Унижение. Хамство. Власть. Глупость.
Звонок. Вышли «мои». Точнее, шумно вывалились из класса. Смеются, бросаются тетрадями.

— Сашка, дай домашку по алгебре списать!

Дети, слава богу, не изменились. Хотя нет, вон тот симпатичный паренек поцеловал девочку в коридоре. В щечку, но тем не менее! Девочку! На глазах у всех! Смело.

О ТЕОРЕМЕ И КОРОБКАХ

Мой первый урок — алгебра. Тихонько села за парту позади других учеников. На доске тема — «Знаходження найбiльшого та найменшого значень функцiй». Что-то вроде знакомое... или нет?
Учитель — седой мужчина, он любит и знает предмет. Это видно.

— Сiдайте, будь ласка, дiти. Сьогоднi нова тема. Теорема Вейерштрасса.

Кто это? Не то что не помню, а даже ассоциаций никаких!

— Якщо функцiя неперервна на промiжку вiд А до В включно, то вона набуває найбiльшого та найменшого значень на цьому промiжку. Що це означає, дiти? Що iснують такi точки iкс, при яких функцiя набуває найбiльшого та найменшого значень.

Он говорил и говорил, чертил графики и доказывал. Я пыталась въехать — тщетно. Автоматически глянула на часы — 10.15. Попадание с двадцатилетней точностью! На скучном уроке я всегда смотрела на часы ровно через 15 минут после начала.
После звонка подошла к учителю.

— Скажите, могу ли я как-то использовать эти знания в повседневной жизни?

— Ну… Можете рассчитать оптимальные размеры коробки.

Странно, но я много раз рассчитывала оптимальные размеры коробки и без Вейерштрасса. Другой, наверняка менее талантливый, но куда более известный математик с удивительной фамилией Наглаз до сих справлялся.

О «КОБЗАРЕ» И ИНТЕРНЕТЕ

Заболталась я с математиком — чуть не опоздала на «Укр. мову».
«Контрольний переказ. Творче завдання». Ух ты! «Творче» я люблю. Может, реабилитируюсь в собственных глазах?!
Рассказ «Настiльна книга українця».

— З-помiж безлiчi книг... — начала ласково, даже с придыханием читать пожилая женщина, — з якими має справу iсторiя свiтової лiтератури, поодиноко видiляються тi, що ввiбрали в себе науку вiкiв i мають для народу значення заповiтних. До таких належить «Кобзар» — книга, яку народ український поставив на перше мiсце серед успадкованих з минулого нацiональних духовних скарбiв...

Она дочитала текст и написала задание на доске:

«1. Написати докладний переказ тексту.
2. Доповнити текст власними враженнями й почуттями, яки виникають у вас пiсля читання творiв «Кобзаря».
3. В чому актуальнiсть поезiї Шевченка сьогоднi?»

Я вспомнила Учителя из «Мертвых поэтов». Он просит почитать ученика о методологии написания стихов. Тот начинает бубнить скучные термины, учитель восклицает: «Это чушь! Вырвите эти листы из книги! Вырывайте! Все! Поэзию можно только чувствовать. Это душа, интуиция, любовь».
Пока ребята, шурша шпаргалками, «доповнювали текст власними враженнями й почуттями», учитель тихонько подошла ко мне. Она достала из шкафа пачку папок с творческими работами восьмиклассников.

— Ось, подивiться, яке чудо! З якою любов’ю в серцi виконано!

Обожаю таких учителей: категория — «святые люди». Они искренне верят, что реферат под названием «Кобзарi — виконавцi народних дум» написан восьмиклассником после глубочайшего изучения материала и, конечно же, от всей тринадцатилетней души. Я, безусловно, цинична, но просто вижу маму, которая в ночь перед сдачей работы судорожно машет фломастерами, иллюстрируя интернет-опус наследника колоритными усатыми дядьками.

«ПРИЗВАНИЕ? НЕТ, ЭТО ПРОСТО ПЕРСПЕКТИВА»

На перемене увязалась за мальчиками. Честно говоря, думала, они пойдут в курилку (оазис откровений), но они дружно отправились в столовую. Я подсела к ним за стол.

— Ребят, честно, «Кобзарь» читали?

— Да-а-а, — протянули хором. (Ну да, я же взрослая.)

— Понравилось?

— Да-а-а.

— А что именно понравилось?

Тишина.
Я попыталась выяснить, собирается ли кто-нибудь написать правду в задании номер два? Меня не поняли. Или побоялись. Зато когда спросила, кто куда думает поступать, компания заметно оживилась. Из шести человек четверо собираются в юракадемию.

— Неужели у всех призвание быть судьями и адвокатами?

— Призвание? — улыбнулся один из старшеклассников Андрей. — Нет, просто это перспектива. Деньги, машина, дом. Понимаете?

Я понимаю. Я только не понимаю, как совместить жизненные ценности этих подростков и «актуальнiсть поезiї Шевченка сьогоднi». Школа показалась мне совсем оторванной от реальности. Параллельные миры. Там они говорят на одном языке, тут — на другом. Там они пишут «враження про «Кобзар», тут — упиваются Гарри Поттером. Что-то не так.

«ВЕРЮ, ЧТО ПЕДАГОГИ ЕСТЬ, ПРОСТО Я ИХ НЕ ВСТРЕЧАЛА»

Следующим уроком должна была быть «Зарубiжна лiт-ра». Но ее не было. 11-А снова пошел на «Укр. мову» — дописывать «переказ». А я отошла от школы на приличное расстояние и закурила.
Да, я не люблю школу. Может быть, мне в жизни просто не повезло с педагогами? Но я верю, что они есть, просто я их не встречала. Такие, как тот, из фильма. Он говорил своим ученикам: если не можете чего-то понять, просто поменяйте угол зрения! И просил всех залезть на его стол и посмотреть на класс. Он выглядит по-другому! С ногами (!) на стол (!) на учительский (!) Какой ужас! А знаете, цена вопроса — всего лишь протертый тряпкой стол. С одной стороны. А с другой — свободные мыслящие личности. Нужное подчеркнуть.
Я пришла домой и рассказала все, что чувствую, своей девятилетней дочери. Рано? Отнюдь. Самое время попытаться изменить угол зрения.

P. S. Зачем все-таки подчеркивать слова в предложении? Чтобы выражаться художественнее? Чтобы речь взрослого состояла не только из подлежащего и сказуемого типа «осень наступила», а была бы полноценной, образной, с определением «золотая и чудесная»? Но разве для этого не достаточно просто любить читать или влюбиться в учителя литературы? Прекрасного, свободного, творческого, интеллигентного. Который никогда не произнесет фразу «выключила и зашла», который вместо шаблонных сочинений «Катерина — луч света в темном царстве» на всю жизнь оставит в сердце иронию Островского, поэзию Пушкина, драму Достоевского, слог Булгакова…
Что-то не так. Уже 20 лет не так.

МНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ

Роман ШУПЕНКО, преподаватель украинского языка и литературы, 3 года педагогического стажа: «Методы преподавания и впрямь надо улучшать»

— Многое из того, о чем автор написала, действительно есть в сегодняшней системе образования. По моему личному опыту знаю: многие учителя повышают голос на детей, а иногда даже их бьют. При этом чаще всего бьют по рукам, чтобы ребенок не мог пожаловаться родителям.
Я согласен с автором и в том, что сегодняшняя система образования с избытком перегружена работой с документами — с классными журналами, конспектами, журналами психолого-педагогических наблюдений. В результате у учителя не остается времени на педагогическую работу с ребенком. А ведь многие дети сегодня требуют к себе особенного подхода из-за того, что их избаловали родители или, наоборот, из-за того, что родители совершенно не уделяют им внимания. Таких детей очень часто переводят из школы в школу по нескольку раз. И крайне редко среди учителей попадаются такие, кто старается по-настоящему работать с ребенком.
А вот по поводу того, что знания, которые дают в школе, не нужны в жизни, я с автором не согласен. Все то, о чем ребенку рассказывают в школе, помогает ему выбрать свою дорогу. Если школьнику не нравятся точные науки, он будет заниматься филологией или юриспруденцией, к примеру. Другое дело — методика преподавания, которую необходимо улучшать.

Александр ЛЮБЧЕНКО, учитель английского языка, 20 лет педагогического стажа: «Проблема значительно глубже»

— Что касается отношений между детьми, действительно, целуются, и не только в щечку. Это, пожалуй, не демократия, а скорее развязность под маркой демократии — все-таки кодекс поведения в советских школах был вполне этичен и имел серьезное воспитательное значение. А от подобной «демократии» до хамства — один шаг, если не меньше.
По поводу применения знаний на практике — здесь можно немного не согласиться с углом зрения автора. Математика (включая теорему Вейерштрасса) просто жизненно необходима для развития логического мышления. Вопрос в другом — математика у многих, если не у большинства, теряется еще в младшей школе, когда дети толком не знают таблицу умножения и совсем не умеют (потому что их этому не учат) считать в уме. Потом ни Ферма, ни Вейерштрасс уже никакого значения не имеют. Кстати, во время последнего тестирования встречалось достаточное количество выпускников, которые довольно слабо представляли себе теорему Пифагора — какой уж тут Вейерштрасс!
Относительно чтения в школе, хорошо, если дети читают хотя бы о Гарри Поттере — куда проще посмотреть кино, ну а на крайний случай в Интернете практически всегда можно найти, так сказать, сокращенную версию, эдакую «Войну и мир» в пяти страницах. Беда в том, что идей, в смысле идеологии, нет вообще.
В целом хочу сказать, что проблема значительно глубже. На основе этого материала могла бы получиться серьезная аналитическая статья. Ведь все то, о чем написано, — следствие. А интересней докопаться до причины и попытаться найти ответ: зачем это все происходит. Зачем пропагандировать демократию, если ее насаждают прежними совковыми методами, зачем пропагандировать свободу, если учитель — самый несвободный служащий системы: его клюет администрация и вышестоящие инстанции, его клюют родители, пресса... Как может несвободный по определению учитель научить своих учеников быть свободными? Не хочется, но приходится говорить о таких набивших оскомину вещах, как просто элементарное отсутствие финансирования — на многое способен человек, которому по жизни приходится существовать с протянутой рукой? Я уже не говорю о таких глобальных вещах, как программы, учебники и тому подобное. Этот перечень можно продолжать очень долго — с примерами, цитатами и так далее.
Так что я бы попробовал использовать поход в школу как повод для журналистского расследования: почему так происходит и зачем это происходит.

Комментариев нет: