28 апр. 2009 г.

Британским детям расскажут об однополых браках

Британцы считают, что «про это» лучше узнать в школе от учителяСогласно рекомендациям британского правительства, в программу сексуального воспитания школьников младших классов с 2011 года будут внесены серьезные изменения. Так, во время обязательных уроков полового воспитания 11-летним школьникам среди прочего будут рассказывать об инфекциях, передающихся половым путем, и однополых браках. Новое правило будет распространяться как на общеобразовательные, так и на религиозные школы.
По мнению разработчиков программы, подобные сведения нужно получать «в школе, а не на детской площадке», уроки сексуального воспитания должны помочь детям «ориентироваться во всех сложностях современной жизни». Авторы программы надеются, что она, возможно, поможет снизить рекордный за последние годы уровень подростковой беременности в Великобритании.
Чиновники, ответственные за введение уроков по половому воспитанию в программу школ, рассматривают возможность разрешить родителям по своем усмотрению не пускать детей на такие занятия. Религиозным школам будет позволено осуществлять половое воспитание учащихся в соответствии со своими убеждениями. В частности, рассказывая о средствах контрацепции, школы с религиозным уклоном смогут сообщать детям, что религия их использование не одобряет.

Вот кратенький перечень тем из новой учебной программы, которые будут затронуты на этих уроках в трех возрастных категориях.

От 4 до 7 лет
  • физические изменения организма;
  • личная гигиена;
  • понимание различных типов отношений;
  • здоровое питание и физические упражнения;
  • какие вещества могут помочь или навредить организму;
  • контроль над сильными эмоциями и чувствами;
  • различные виды человеческих работ;
  • пути развития предпринимательства;
От 7 до 11 лет
  • размножение людей;
  • функции репродуктивных органов;
  • медицина, алкоголь, табак и прочие лекарственные и наркотические вещества;
  • физическая активность и питание;
  • как управлять сменой чувств;
  • связь между учебой и работой;
  • как люди управляют деньгами;
От 11 до 14 лет
  • физические, эмоциональные изменения и зрелость;
  • сексуальная активность, размножение людей, контрацепция, беременность и заболевания, передающиеся половым путем;
  • употребление наркотиков, алкоголя, табака и злоупотребление ими;
  • различные виды отношений, включая отношения между представителями одного пола и гражданский брак;
  • здоровый образ жизни;
  • управление деньгами.
Наше образование по-прежнему стыдливо обходит стороной эту тему, уделяя ей чуть внимания при изучении анатомии в старших классах...

26 апр. 2009 г.

Результаты Математического праздника

Как интересно видеть в руках у ребенка 21 века почти что гусиное перо! © Фото Р. АндриюкаИтак, напомним, в субботу, 11 апреля, в лицее «Лидер» состоялся Математический праздник: под этим названием были объединены два конкурса — «Математическое лото» и «Математическая мозаика» — для учеников 4-х классов.
В этом соревновании приняли участие 59 школьников из 23 школ и школ – детских садов Киева, но ради справедливости нужно заметить, что наших школьников было 22 (37% общего количества участников).
В конкурсе «Математическое лото» необходимо было выбрать один правильный вариант ответа из пяти предложенных в каждой задаче. С этим заданием успешней всего справилась ученица нашего 4В класса Владислава Лазепка, а призерами стали еще 11 наших учеников (Кионг Нгуен, Илья Троценко, Виктория Мыцканюк — все 2 места; Антон Костюшко, Руслан Цапко — оба 3 места; Светлана Сиренко, Екатерина Сукайло, Владислав Соломаха, Богдан Европин, Иван Олексиюк — все 4 места; в день конкурса диплом за 4 место получила и Марина Дмитрик, но в результате перепроверки оказалось, что одна задача ей была засчитана ошибочно).
Конкурс «Математическая мозаика» включал в себя задачи на разрезание — во всех заданиях этого конкурса приведенные фигуры нужно было поделить по линиям или диагоналям сетки на несколько равных частей (части могли быть перевернуты или зеркально отражены). Задач было 7, каждая задача могла включать в себя группу фигурок. Особенностью конкурса было то, что ученик получал следующее задание только после того, как полностью правильно решал предыдущее. До последнего, 7-го, задания дошли не все участники, но именно они стали победителями — Богдан Европин, Владислав Соломаха, Илья Троценко, Кионг Нгуен, все ученики нашего лицея. В число призеров из лицеистов попали также Иван Олексиюк (2 место); Виктория Мыцканюк, Екатерина Сукайло (обе — 3 место); Яна Городничая, Юрий Каменивский, Анастасия Стуконог и Дмитрий Языков (все — 4 место).
Хотя общий зачет правилами предусмотрен не был, но его же можно подвести неофициально. Итак, по результатам двух конкурсов победителем стал бы ученик 4Б класса нашего лицея Илья Троценко (2 место в Лото, 1 место в Мозаике), второе место занял бы ученик 4А класса нашего лицея Кионг Нгуен (2 место в Лото, 1 место в Мозаике), третьим был бы ученик 141-й школы Владислав Хвалеба (3 место в Лото, 2 место в Мозаике).
С полными результатами обоих конкурсов можно ознакомиться тут.
Вы тоже можете посоревноваться в мастерстве выбирать ответы и разрезать фигуры, скачав себе задания по ссылкам ниже.


Текст+решение
«Математическое лото»
«Математическая мозаика»
Оба конкурса


Новость о Математическом празднике на офсайте лицея: http://leader171.kiev.ua/news/2009/n20090422.jsp

Жвачка делает детей умнее?

Счастлива, потому что оценка за тест повысиласьУчителя не любят жевательную резинку, потому что дети часто наклеивают ее на парты и стулья в классе и вообще отвлекаются от урока.
Ранее мы уже писали о том, что производители придумали жвачку, которая не липнет к поверхностям. Но пытливые ученые не прекращают свои исследования.
На этот раз специалисты из медицинского колледжа в Хьюстоне выяснили, что жевание резинки во время занятий по математике повышает успеваемость.
Возглавлявший команду ученых исследователь Крэйг Джонстон считает, что причина такого явления в том, что жевание снижает уровень стресса и позволяет сосредоточиться на решении задач.
В исследовании участвовало 108 учеников в возрасте от 13 до 16 лет. Около половины из них жевали жвачку во время занятий в школе, тестов и подготовки домашнего задания. Они жевали как минимум одну пластинку 86% времени, проведенного на уроке математики, и 36% времени, которое посвятили домашнему заданию. Другая половина участников исследования была лишена удовольствия жевать жвачку.
Через 14 недель «жующие» на 3% улучшили свои показатели в особом тесте на оценку знаний и навыков (Texas Assessment of Knowledge and Skills achievement test — TAKS). В другом математическом тесте разницу между результатами обеих групп выявить не удалось. Тем не менее, по итогам семестра жевавшие жвачку ученики получили лучшие оценки.
Очевидно, дело тут в том, что во время жевания к мозгу приливает больше крови. Этот эффект для борьбы со сном используют водители-дальнобойщики или студенты во время сессии. Однако врачи не советуют злоупотреблять таким умственным допингом, ведь в ответ на жевание организм начинает вырабатывать желудочный сок для переваривания пищи, а так как пища в желудок не поступает, кислота, содержащаяся в желудочном соке, начинает разрушает его стенки.

23 апр. 2009 г.

Может, еще кто-то не знает...

Но в этом году выпускники школ будут учиться только до 1 мая, а не как все школьники — до 29. Руководители нашего образования считают, что тем самым будут созданы все условия для нормальной подготовки к внешнему оцениванию. Вместо уроков весь май 11-классники будут работать по индивидуальному плану.
Разрабатывать индивидуальные учебные графики поручено администрациям школ с учетом запросов будущих абитуриентов. И наша учебная часть уже вовсю пыхтит над этим, пытаясь совместить порой несовместимое...

Тем временем, городская власть прикидывает, что 1 сентября за парты киевских школ усядутся 23 тысячи юных киевлян, из которых уже около 12,5 тысяч подали заявления на поступление. Напоминаем, что и наш лицей продолжает набор в первый класс. Скажем, только через регистрационную веб-форму на нашем офсайте на сегодняшний день зарегистрировалось уже 14 будущих первоклашек, а сколько за это время было звонков и посетителей!

Полку заслуженных прибыло

Заслуженный учитель Украины В. В. ВолодинКак-то упустили мы тот факт, что с весны этого года на одного Заслуженного учителя Украины в лицее стало больше. Поздравляем с присвоением этого почетного звания нашего учителя информатики Владимира Викторовича Володина!

Напомним хронологию награждения учителей лицея высокими государственными наградами:
Пока что и Леонид Кучма, и Виктор Ющенко пожаловали нам по 4 звания и по 2 ордена, но у Виктора Андреевича есть еще чуть больше полугода... :)
Таким образом, сегодня в штате лицея 7 Заслуженных учителей Украины (И. Скляр покинула наше учебное заведение сразу после присвоения ей этой награды). Надеемся, что на В. Володине, чья награда стала 13-й по счету, этот список не прервется. :)

20 апр. 2009 г.

«Парень я молодой, а хожу с бородой»

Аккуратненькая бородка не помешает любому малышуКазахский девятиклассник из Актобе 19-летний Алишер Танатаров добивается права посещать школу с бородой.
«Трудный» ученик, до принятия ислама несколько лет не посещавший школу, к радости педколлектива взялся за ум, но из религиозных убеждений отпустил бороду. Руководство школы и управления образования считает, что такой внешний вид противоречит школьному уставу. Главный специалист областного управления образования Майра Утепбергенова расценивает действия руководства учебного заведения как «правильные», пояснив при этом, что «у любой школы есть свои правила, и есть единое требование о том, чтобы ученики ничем не выделялись».
На требование педагогов побриться ученик обратился к правозащитникам. И выяснил, что имеет право на образование, пусть даже и небритый: «Мне сказали — никто не запрещает носить бороду, по Конституции можно, а выгонять с уроков и из школы нельзя».
Конец школьному конфликту положит завершение учебного года — после 9 класса Алишер собирается пойти учиться в колледж.

17 апр. 2009 г.

Первая Национальная олимпиада по робототехнике UNOR-2009

Логотип соревнований11 апреля 2009 г. в Киеве в помещении библиотеки НТУУ «КПИ» состоялась первая Национальная олимпиада по робототехнике. В младшей, средней и старшей лигах соревновались 35 команд из Киева, Одессы, Симферополя и Харькова.
Для достижения победы в олимпиаде команды с помощью настоящих роботов LEGO Mindstorms должны были решить самые невероятные задания, построить уникальные робоконструкции, наделить их искусственным интеллектом. Делается это так: сначала двухчасовая сборка и тестирование моделей, затем обмер игрового стола, расчет углов, поворотов и прочих маневров, наконец написание на ноутбуке программы для процессора робота.
Победитель средней лиги столичная команда «Архангелы» (Р. Нагорянский, Я. Монич) получил право представлять Украину на Всемирной олимпиаде по робототехнике (WRO), которая будет проходить в ноябре 2009 года в Корее и куда съедутся более 30 тыс. детей из более чем 35 стран мира.
Было бы странно, если бы в этой олимпиаде не принимали участие наши ученики. Принимали, да еще и как! Лицей «Лидер» был представлен двумя командами учеников 8В класса в средней лиге, одна из которых («Barraki»; Павел Май, Егор Косячкин) заняла 3-е место, а другая («Mackbook Profi»; Юрий Мартынчик, Александр Трощило) — почетное 5-е.
Ниже приводим короткий фотоотчет об этом интересном событии.


Наши участники олимпиады и идейный вдохновитель робототехники лицея А. Н. БерезовскийРазвлекал публику известный украинский телеведущий Игорь ПелыхКоманды в одной из фаз работы над заданиемТак выглядит программируемый роботНаши на стартеНаш столикСамые внимательные участники — конечно наши лицеистыНаш второй «экипаж» внимательно следит за действиями соперниковТабло с результатамиФото с организаторамиЛицеисты с грамотами и призамиКоллективное фото на память

К нам приехал, к нам приехал Дэвид Дэвидович дорогой

Русский сайт этого седовласого человека справа называет его самым загадочным и неподражаемым режиссером 20 векаВ эти дни с визитом на Украине пребывает известный американский кинорежиссер и сценарист Дэвид Линч («Твин Пикс», «Малхолланд Драйв»). В Киеве Линч открыл представительство благотворительного фонда своего имени, который будет заниматься пропагандой трансцендентальной медитации среди студентов и школьников. В данный момент курс трансцендентальной медитации включен в обязательную программу двадцати американских школ для трудных подростков, чтобы снизить уровень их агрессивности.
В один из дней он посетил гимназию № 257 «Синеозерная» (Подольский район, пр-т Г. Гонгадзе, 7Б). Наслаждаться обществом лауреата Каннского кинофестиваля и неоднократного номинанта на «Оскар» имели возможность и гимназисты, и педагоги. Дети поделились своими впечатлениями о творчестве известного режиссера и на память о встрече подарили фотографию с изображением гимназии на фоне Синего озера.
Общаясь с директором гимназии Жанной Владимировной Герасименко, Дэвид Линч сказал: «Лучшее, что я увидел на Украине, — это ваши дети!»
Очевидно, мистер Линч очень хорошо знаком с нашим фольклором... :)

14 апр. 2009 г.

Гордость страны-2008

Победителя награждают спикер Верховной Рады Владимир Литвин и певица Нина МатвиенкоВ столичном театре им. И. Франко в шестой раз состоялась церемония награждения лауреатов общенациональной премии «Гордость страны». Ею награждают за необыкновенные поступки обычных людей. Организатор премии — Фонд Виктора Пинчука в партнерстве с Новым каналом и газетой «Факты и комментарии».
«Гордость страны-2008» — это 10 номинаций. Для них избирали показательные истории, чтобы миллионы людей, посмотрев церемонию награждения, поняли: возможно все, нужно только захотеть.
В номинации «Чувство долга» в этом году премии был удостоен житель Мариуполя Григорий Лебей. Несмотря на слепоту, он на протяжении почти 40 лет преподает историю в одной из средних школ своего города. Педагог отметил, что эта награда является для него вершиной его гражданской деятельности.



П
обедителю вручили премию и компьютер со специализированным программным обеспечением, разработанным для людей с проблемами зрения, а певица Нина Матвиенко исполнила для него песню о цветке, который продолжает жить при любых условиях.
Телевизионная версия шоу будет показана на Новом канале 17 апреля в 21:30.

Первоклассная коррупция

Детям нет особых дел до забот взрослых. Они еще даже тысяч не знаютСтатья из газеты «Сегодня», рассчитанная на живой отклик родительских сердец. На деле же все не так страшно, как о том написал журналист. В этом вы можете убедиться сами, позвонив в лицей «Лидер» по телефону 280-0434 (по поводу поступления в 1 класс) или 280-5315 (по поводу поступления в 5-й, 8-й, 10-й класс).
Напоминаем также, что по теме заметок можно высказываться в комментариях, их публикация доступна всем, даже незарегистрированным пользователям.

Столичные школы проводят набор первоклассников. Согласно постановлению Минобразования, в обычные государственные школы родителям необходимо принести разве что копию свидетельства о рождении ребенка и написать заявление на имя директора, а вот если выбор пал на лицей, гимназию или специализированное учебное заведение — ребенка ждет собеседование, порой с каверзными вопросами. И именно оно часто становится способом выманивания денег у родителей. Как показал наш опрос, папы с мамами почти повсеместно сталкиваются с коррупцией. Суммы — от $300 до $1000 в зависимости от престижности учебного заведения.
Юрист Роман Марченко говорит, что сами собеседования — абсолютно законны, ведь школа с определенным уклоном должна проводить отбор. Но тесты становятся поводом для получения взяток. «Это какой-то ужас. Сына просили считать до десяти, писать, засыпали вопросами, — сетует мать 7-летнего сына Елена Николаевна, которая в прошлом году пыталась устроить его в школу с углубленным изучением английского языка. — В итоге ребенок не прошел, а мне сказали, что проблему можно решить за несколько сотен долларов». Родители говорят, что кризис на таксы не повлиял: цены в долларах те же, что и год назад, только в гривнах теперь выходит в полтора раза дороже.
С помощью «конвертов» нередко договариваются и в обычных школах. Здесь тестов не проводят, так как по закону обязаны брать детей с любым уровнем подготовки, но зато берут только тех, кто прописан в данном микрорайоне. И если школа находится в нескольких остановках от дома, то ребенку вполне законно могут отказать в зачислении или «решить вопрос» за $100.
Есть также и обязательные благотворительные взносы. Правда, не всегда о них можно сразу узнать, ведь многие по телефону предпочитают такой аспект, если он и есть, не говорить. «Все вам расскажут при встрече», — ответили на наш вопрос о взносе в специализированной школе № 14. А вот в элитном Кловском лицее взносов не скрывают. «Сейчас очень сократилось финансирование, приходится все делать силами родителей», — откровенно заявили нам в лицее. По словам родителей, здесь набегает до $200 в месяц.
Лилия Гриневич, начальник столичного главка образования, признает, что проблема есть. «В прошлом году жалобы действительно были. Мы увидели, что используемые тесты не соответствуют нормативам, они сложнее. Некоторым директорам пришлось объявить выговор. Что касается конкретных фактов коррупции при наборе в первый класс, то таких случаев мы не рассматривали».
Спрос на рейтинговые школы стабильно высок. «Я знаю, что в Киево-Могилянском коллегиуме конкурс составляет пять человек на место», — рассказывает президент Ассоциации частных школ Елена Мовчун. А в лицее № 100, где учится внучка Ющенко и дочка Кинаха, и вовсе уже набор закончился. «Мы два дня назад как его закрыли», — сказали нам в лицее.

На тестировании у ребенка могут спросить все что угодно. Родители приводят такие примеры: три подружки: Таня, Галя, Ира. Ира выше Гали, Таня ниже Гали, кто самый высокий и самый низкий? Или: что общего у молока и ежика? Не знаете? Оказывается, оба сворачиваются! Вряд ли 7-летнему человеку известно сие свойство у молока...
Согласно приказу ГУ образования в Киеве, с родителей, чьи дети поступают в первый класс государственной школы, запрещено брать деньги. Кроме того, в школе не могут собирать о потенциальных первоклашках дополнительную информацию (где работают родители, какие их доходы). Также в обычных школах запрещено проводить конкурс при наборе и проверять умение ребенка читать, писать и считать. Тесты в специализированных школах разрешены, но результаты не могут быть причиной для отказа. Они должны быть согласованы с районо, собеседование не может проводиться без родителей, а продолжительность беседы — до 30 минут. Родители должны быть ознакомлены с перечнем заданий.

Михаил Якир: «Я ощущаю себя свободным человеком»

В этом разделе будут размещаться материалы СМИ о лицее. Открывает его журнал «Відкритий урок. Плеяди» (№ 3–4, 2008 г.), который посвятил страницу рубрики «Портретная галерея работников образования» нашему учителю математики Михаилу Семеновичу Якиру.

Странички журнала
Якир Михаил Семенович

Учитель математики, работаю в Киево-Печерском лицее № 171 «Лидер», стаж работы в школе 29 лет, заслуженный учитель Украины, кавалер орденов «За заслуги» III и II степеней.
Ответы на вопросы анкеты в порядке следования вопросов.
  1. Три события...
  2. – 10 февраля 2008 года у меня родились два сына Максим и Антон;
    – на осенних каникулах в Киеве с большим успехом прошел второй Всеукраинский турнир математических боев им. М. И. Ядренко;
    – моей родной школе № 38 (я закончил эту школу) исполнилось 70 лет.

  3. Три проблемы...
  4. – и ученики, и учителя должны почувствовать, что в стране появился социальный заказ на специалиста;
    – обеспечить школы качественными учебниками: сегодня госзаказ на издание учебников в основном получают те издательства, которые умеют выигрывать конкурс не просто с плохими рукописями, а с рулонами туалетной бумаги;

  5. Человек или событие...
  6. – мои ученики.

  7. Три причины...
  8. – я очень нетерпеливый человек, поэтому хочу сразу или в течение короткого промежутка времени видеть результаты своего труда. Школа это позволяет;
    – успешная работа в школе не предполагает карьерного роста (ниже меня по должности — охрана, выше — всего лишь завуч или директор), поэтому я ощущаю себя свободным человеком;
    – будучи автором целого ряда школьных учебников, я в отличие от тех, кто видит детей только на картинках, имею уникальную возможность мгновенно апробировать свои идеи.

  9. Независимое тестирование...
  10. Мое отношение к тестированию неоднозначное. Если тесты действительно позволят победить коррупцию, то я, конечно, активный их сторонник. Но, по правде говоря, не очень верится, что, например, в институте международных отношений с нового учебного года будут иметь возможность учиться, как говорили в советское время, дети рабочих и крестьян. Если же тестирование — это всего лишь попытка усовершенствовать контроль, то это очередная глупость: надо в первую очередь направлять усилия не на совершенствование формы контроля, а на улучшение того, что собираются контролировать. Тесты хороши там, где надо отвечать на вопрос «Как?» и совершенно не годятся для тех сфер деятельности, где нужно отвечать на вопрос «Почему?». Тесты приемлемы для широкой, но не глубокой проверки знаний. Поэтому, например, поступая на химфак, можно в тестовой форме сдать математику, но не химию.

  11. Три любимые вещи...
  12. Если путешествие многодневное, то я обязательно взял бы с собой не вещь, а всю свою большую семью: трех сыновей и дочь и, конечно, жену (сами понимаете, детей-то много).

  13. «Я люблю, когда...»
  14. – Я люблю, когда мой урок приносит радость моим ученикам.

12 апр. 2009 г.

Открытая математическая олимпиада лицея-2009

Полчаса назад закончилась Открытая математическая олимпиада лицея для учеников 5–7-х классов. Организаторы мероприятия сами сбились со счета, какой она была в этом году, 16-й или 17-й.
По предварительным данным, сегодня нас посетило чуть более двухсот человек, что раза в полтора меньше, чем в прошлом году.
Жюри обещает подвести итоги олимпиады на грядущей неделе. Все подробности позже, следите за нашими обновлениями.

11 апр. 2009 г.

Продолжается «Математический праздник»

В эти минуты в лицее проходит «Математический праздник» для учеников 4-х классов. По предварительным данным, участие в нем приняло около 60 человек. Церемония награждения состоится через полчаса. Более подробную информацию о мероприятии и о его результатах читайте в нашем блоге позже.

10 апр. 2009 г.

КГГА предлагает дать трем школам имена выдающихся людей

Сегодня, 10 апреля, пресс-служба Киевской городской госадминистрации (КГГА) заявила, что КГГА предлагает назвать три школы именами выдающихся людей.
Согласно решению Комиссии по вопросам наименований и памятных знаков КГГА, школы Киева могут получить имена выдающихся людей — итальянского поэта и общественного деятеля Данте Алигьери (специализированная школа с углубленным изучением иностранных языков № 130 Голосеевского района, ул. Красноармейская, 128), американского ученого и исследователя Голодомора 1932–1933 годов Джеймса Мейса (средняя общеобразовательная школа № 250 Деснянского района, пр-т В. Маяковского, 49Б) и украинского писателя и правозащитника Валерия Марченко (средняя общеобразовательная школа № 175 Шевченковского района, ул. Щербакова, 58А).
В ближайшее время проект соответствующего решения будет внесен на рассмотрение Киевсовета.

На Украине отменяют нормативы и облегчают школьникам жизнь

Похоже, «нормативные» мучения школьников закончилисьС 1 сентября школьники будут заниматься физкультурой по-новому. Минобразования таки решило уменьшить к ним требования. По словам начальника совета руководителей общеобразовательных учреждений Оксаны Бугаковой, теперь на физкультуре нет нормативов (к примеру, бегать на время уже не будут). «Учитель сейчас должен принимать во внимание, как часто ребенок посещал занятия в спортивной форме, как он заинтересован в занятиях спортом. Будет не только практическая часть, но и теоретическая. Учителя станут уделять время и преподаванию истории спорта», — уточнила она.
А зампред Комитета по физвоспитанию при Минобразования Анатолий Ильченко объяснил: «Если у школы есть хорошее поле, пусть играют в футбол, а не бегают или приседают. Если школа в горах — туризм, если есть водоем — плавание. Около 40% программы будет определять сам учитель».
В будущем Министерство образования и науки планирует индивидуализировать уроки физкультуры, постепенно перейдя на занятия в секциях, заявил заместитель министра образования и науки Павел Полянский: «Мы вообще изменили философию оценивания по физической культуре спорта. Оценивать не эти нормативы, которые недосягаемы, а оценивать, что ребенок завтра сделал лучше и удачнее чем сегодня. Индивидуальный вектор каждого ребенка. Мы хотим индивидуализировать, а со временем постепенно переходить к занятиям в секциях».
Вот так математики с удивлением узнали о наличии коллективного и индивидуального вектора. :)

Возможно вскоре одна подобная штука заменит школьнику целый портфель учебниковТот же Павел Полянский заявил о том, что Министерство образования и науки Украины планирует уменьшить вес школьных учебников и изучает возможность введения электронных книг.
Он отметил, что сейчас в Министерстве разрабатывается несколько возможных путей снижения веса учебников. «Мы сегодня изучаем вопрос перехода на так называемый легкий картон», — сказал чиновник. По словам заместителя министра, такой материал производится в Украине, и, соответственно, существуют все возможности для его использования, однако сейчас изучается, насколько он прочен. Напомним, что СМИ еще месяц назад сообщали о пробном выпуске на одной из харьковских книжных фабрик облегченного на 150 граммов учебника по русскому языку для 7-го класса.
Вторым вариантом, который рассматривает министерство, является деление некоторых учебников на несколько частей. «Мы ввели практику, что там, где, скажем, хрестоматия, где большой объем, делать из двух частей», — заявил Полянский.
Третий вариант снижения веса — это использование электронных носителей: «Сегодня у нас новый руководитель Института инновационных технологий и содержания профессор Александр Удод. Мы серьезно занимаемся вопросом так называемых электронных учебников и электронной бумаги. Сейчас такая модная технология, я вижу в метро люди читают. Нас интересует только вопрос, действительно ли, как убеждают производители, это не вредит зрению».

В Сети появится Всемирная цифровая библиотека

Есть надежда, что старые добрые библиотеки с настоящими бумажными книгами не пропадут при внедрении новых технологий в библиотечное делоЗапуск Всемирной цифровой библиотеки (World Digital Library; WDL) назначен на 21 апреля 2009 года. Проект был запущен четыре года назад под эгидой ЮНЕСКО. Его инициатором стал Джеймс Биллингтон, директор Библиотеки Конгресса, один из самых авторитетных людей в библиотечном мире. Это его усилиями в 1994 году в Библиотеке Конгресса стартовала колоссальная образовательная программа «Национальная цифровая библиотека», впоследствии переименованная в «Американскую память». К 2009 году более 9 млн. документов — фотографий, книг, рукописей, карт, аудиозаписей, связанных с историей США, — стали доступны любому пользователю Интернета.
Предполагается, что новый проект будет работать на семи языках: английском, арабском, испанском, китайском, португальском, русском и французском. В проекте участвуют 33 национальные библиотеки и архива из разных стран мира, включая Бразилию, Израиль, Россию, Саудовскую Аравию, Францию, Швецию и даже Уганду. Так, Россию представляют Российская национальная библиотека, Российская государственная библиотека, а также недавно созданная Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина.
Задача Всемирной цифровой библиотеки — предоставление максимально широкого и бесплатного доступа к культурному наследию разных стран мира. Искать в проекте можно будет в числе прочего по месту, времени и теме документа, а также по его разновидности: в WDL будут размещены ноты, фотографии, архитектурные чертежи и другие типы материалов.
К запуску пилотного варианта библиотеки ее организаторы решили ограничить себя «сливками», чтобы не утонуть в миллионах документов. Так, Библиотека Александрина предоставит тексты и иллюстрации из 24-томной коллективной работы французских ученых под руководством Э. Ф. Жомара «Описание Египта» (первая половина XIX в.). Иракская национальная библиотека и государственный архив оцифровали газеты и журналы, выходившие в XIX-XX вв. на арабском, английском, курдском и турецком языках. Французы подготовили видеоролики из ранних фильмов братьев Люмьер, аудиозапись «Марсельезы» 1898 года, часослов работы миниатюриста Жана Фуке (середина XV в.). Лондонская медицинская Библиотека Веллкома предоставит анатомические атласы, научные тексты и, среди прочего, первый рисунок двойной спирали, сделанный Фрэнсисом Криком, одним из первооткрывателей структуры молекулы ДНК.
Аналогичный проект в рамках Европы (Europeana) работает с декабря 2008 г. На нем представлены материалы тысяч национальных библиотек, архивов и музеев континента.

«Вдох глубокий, руки шире...»

«Бодрость духа, грация и пластика»Ученики Печерского района г. Киева будут делать гимнастику перед уроками. Такое решение приняла комиссия Киевсовета по вопросам здравоохранения и социальной защиты. Если эффект от такой физкультуры будет положительным, то с начала нового учебного года утреннюю разминку внедрят во всех столичных школах.
По мнению специалистов, несложные упражнения помогут предотвратить искривление позвоночника, нарушения зрения и расстройства нервной системы — самые распространенные заболевания среди детей школьного возраста.
По заявлениям властей, финансовые затраты на проведение эксперимента в Печерском районе берут на себя спонсоры. Наверное, на эти средства будут закуплены гантели, скакалки и ручные эспандеры для каждого класса. :)

Всеукраинская олимпиада-2009 по физике

С 22 по 27 марта на базе севастопольской специализированной школы № 35 прошла 46-я Всеукраинская олимпиада по физике.
В олимпиаде приняли участие 180 учащихся 9–11-х классов из всех областей Украины. В состав жюри олимпиады вошли профессора ведущих вузов страны.
Олимпиада прошла в два этапа — теоретический и демонстрационно-практический туры. Для участников была подготовлена разнообразная экскурсионная программа.
Команда Киева состояла из 10 учеников, четверо из которых представляли наш лицей. Из Севастополя юные «лидеры» привезли 3 призовых места:

1 места (2)
Всеволод Быков (8 кл.); Денис Рыбалка (10 кл.)

2 места (–)


3 места (1)
Алексей Быхун (8 кл.)

Похвалим Всеволода Быкова, который показал абсолютный результат среди 8-классников, заработал денежную премию в 500 грн. и получил специальный приз им. А. И. Шапиро за лучший результат демонстрационно-практического тура.
Поддержим также четвертого нашего участника на олимпиаде, 10-классника Игоря Соханя, которому до 3-го места не хватило всего 0,08 (!) балла.
Нельзя не упомянуть и учителей, развивающих природные таланты юных физиков, ведь это и их достижение: с ребятами работали Андрей Николаевич Березовский (8 кл.) и Александр Исаакович Апостолов (10 кл.).

Всеукраинская олимпиада-2009 по химии

В лаборатории во время проведения экспериментального тураС 22 по 26 марта 2009 г. в Одессе проходил IV этап Всеукраинской ученической олимпиады по химии. В соревновании приняли участие более 200 учеников из разных регионов страны. Приятно отметить, что в составе команды г. Киева (кстати, команда нашего города возглавила региональный рейтинг) добился успеха и представитель нашего лицея — Александр Дмитренко, который с результатом 67,3 балла завоевал 2 место.
Поздравляем Александра и желаем ему дальнейших успехов в углубленном изучении школьных дисциплин!
С заданиями и полными результатами олимпиады можно ознакомиться на этой странице.

Художественный праздник «Пасхальная писанка»

Канун светлого праздникаНакануне одного из наиболее чтимых христианских праздников — Светлого Христова Воскресения — коллектив Киевского городского дома учителя (ул. Владимирская, 57) инициирует проведение художественного праздника «Пасхальная писанка».
В программе:
  • выставка пасхальных писанок разнообразной техники исполнения;
  • выставка украинской вышивки;
  • выставка печатных изданий пасхальной тематики.
Будут проведены мастер-классы:
  • «Обереги из ниток»;
  • «Бисероплетение»;
  • «Вытынанка»;
  • «Пасхальная открытка»;
  • «Писанка»;
  • «Малёванка».
Коллектив Дома учителя приглашает учащихся, педагогов, студентов, воспитателей дошкольных учебных заведений и просто всех желающих ознакомиться с древними украинскими народными традициями и техникой изготовления пасхальным оберегов.

3 апр. 2009 г.

История с географией

γεωγραφία — землеописаниеВсероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 3 апреля опубликовал на своем сайте данные о том, как хорошо россияне знают курс школьной географии. Для этого из прошлогоднего списка вопросов Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по географии (аналог нашего Внешнего независимого оценивания) были выбраны восемь относительно простых, которые и были заданы респондентам.
Сначала приведем список вопросов:
  1. Какая из перечисленных горных систем Евразии самая высокая?
  2. А) Тибет; Б) Альпы; В) Кавказ; Г) Алтай; Д) затрудняюсь ответить.
  3. Какой из перечисленных городов является наиболее крупным по численности населения?
  4. А) Рио-де-Жанейро; Б) Мадрид; В) Киев; Г) Варшава; Д) затрудняюсь ответить.
  5. С какой из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу?
  6. А) Монголия; Б) Туркмения; В) Иран; Г) Швеция; Д) затрудняюсь ответить.
  7. Какой из перечисленных городов расположен на берегу Волги?
  8. А) Самара; Б) Уфа; В) Рязань; Г) Пермь; Д) затрудняюсь ответить.
  9. В каком из перечисленных регионов России ведется добыча железной руды?
  10. А) Курская область; Б) Республика Калмыкия; В) Чувашская республика; Г) Брянская область; Д) затрудняюсь ответить.
  11. По добыче какого из перечисленных полезных ископаемых выделяется Западная Сибирь?
  12. А) природный газ; Б) медные руды; В) бокситы; Г) калийные соли; Д) затрудняюсь ответить.
  13. Установите соответствие между республикой в составе России и ее столицей:
  14. А) Татарстан; Б) Карелия; В) Дагестан;
    1) Элиста; 2) Махачкала; 3) Петрозаводск; 4) Казань; 5) затрудняюсь ответить.
  15. Установите соответствие между страной и ее столицей:
  16. А) Швеция; Б) Норвегия; В) Бельгия;
    1) Копенгаген; 2) Осло; 3) Стокгольм; 4) Брюссель; 5) затрудняюсь ответить.
Правильные ответы на эти вопросы будут даны чуть ниже. А сейчас об итогах.
На «отлично» (10–12 по нашей шкале оценок) тестовую часть ЕГЭ сдали лишь 9% россиян, на «четверку» (7–9) — 20%, на «тройку» (4–6) — 24%, на «двойку» (1–3) — 47%.
Мы привели эти факт вовсе не для того, чтобы посмеяться над глупостью наших северных соседей. Отчего-то думается, что выйди на улицы украинских городов с вопросами из наших реалий — и результат был бы тем же.
А теперь ответы: 1–6А; 7: А4, Б3, В2; 8: А3, Б2, В4.

2 апр. 2009 г.

В Киеве открылась весенняя книжная ярмарка

Типичная обстановка во время проведения книжной выставки. Разве что народу обычно большеСо 2 по 5 апреля в Киеве в экспоцентре «Спортивный» (в помещении НУФВСУ, ул. Физкультуры, 1; а ведь мы еще помним те времена, когда НУФВСУ был КГИФК’ом... — Прим.) проходит IV-я весенняя Киевская книжная ярмарка «Медвин». На ней жителям столицы свои новинки представят свыше 300 издательств Украины, России и Белоруссии. Планом мероприятий предусмотрено множество встреч с писателями, автограф-сессии, круглые столы и мастер-классы. Организаторы обещают, что книги будут продаваться по ценам производителей и приглашают всех посетить ярмарку.
В рамках выставки отметят победителей конкурса короткого романа «Евроформат-2008», президентом которого является писатель Андрей Курков. Бурную деятельность развернет ассамблея фантастики «Портал» во главе с почетным президентом Сергеем Дяченко. Он пообещал, что пообщаться с киевской публикой соберутся россиянин Дмитрий Быков (он теперь еще и фантаст), а также наши Генри Лайон Олди и Андрей Валентинов. Значительная часть мероприятий, проводимых в рамках ярмарки фантастами, будет связана с именем уроженца Киева великого мистификатора Михаила Афанасьевича Булгакова: планируется круглый стол на тему «Мистическое и реальное в «Белой гвардии» М. Булгакова», Булгаковский бал, вручение премии им. М. Булгакова, а также ночная экскурсия по булгаковским местам Киева.
КатрусяНа субботу, 4 апреля, запланирован День детской книжки. К 60-летию Совета Европы и 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка организаторы подготовили программу под названием «Строим Европу для детей и вместе с детьми». В ее рамках в частности пройдут праздничный концерт, посвященный 75-летию издательства «Веселка», конкурс рисунка среди детей-инвалидов, форум юношеской и детской фантастики «В мире фэнтези». Кстати, глава жюри последнего — известная певица, сладкоголосый эльф украинской эстрады, русалка, ангел и просто хороший человек Катя Chilly.

С предварительным расписанием мероприятий ярмарки можно ознакомиться тут.
График работы выставки:
2–4 апреля, чт–сб — 10:00–18:00
5 апреля, вс — 10:00–15:00
Вход свободный

Анонс Международных олимпиад среди школьников

И раз уж речь зашла об олимпиадах... Победители национальных предметных олимпиад после серии отборов формируют сборную команду страны для соревнования со своими сверстниками из других стран. География стран и городов проведения Международных олимпиад обширна и разнообразна.
В этом году наши ученики из числа призеров Всеукраинских олимпиад поборются за право представлять страну в таких городах-хозяевах основных Международных предметных олимпиад:
  • Бремен (Германия) — 50-я Международная олимпиада по математике (10–22 июля)
  • Мерида (Мексика) — 40-я Международная олимпиада по физике (11–19 июля)
  • Цукуба (Япония) — 20-я Международная олимпиада по химии (12—19 июля)
  • Кембридж (Великобритания) — 41-я Международная олимпиада по химии (18–27 июля)
  • Пловдив (Болгария) — 21-я Международная олимпиада по информатике (8–15 августа)

Результаты участия учеников лицея в городских олимпиадах

В стране в дни весенних каникул прошли Всеукраинские олимпиады. В финальном этапе приняли участие 1987 учеников со всех уголков Украины, 988 из которых завоевали призовые места. Про результаты Всеукраинской олимпиады по математике мы уже рассказывали, вскоре расскажем и про олимпиады по другим предметам, где принимали участие наши ученики.
Сейчас же самое время вернуться чуть назад и предметно поговорить про итоги участия лицеистов «Лидера» в городском этапе предметных школьных олимпиад. Напомним, что с результатами выступления наших школьников на математической городской олимпиаде читатели блога были ознакомлены раньше: суммарно 53 призовых места.

ФИЗИКА (23 призовых места)

1 места (4)
Богдан Кивва, Александр Руденко, Арсений Фещенко (все — 8 кл.); Денис Рыбалко (10 кл.)

2 места (8)
Всеволод Быков, Алексей Быхун, Григорий Омельяненко, Юрий Топоров, Владислав Фатенко (все — 8 кл.); Игорь Сохань, Максим Черный (оба — 10 кл.); Игорь Забаровский (11 кл.)

3 места (11)
Сергей Бовтрюк, Егор Косячкин, Павел Май, Юрий Мартынчик (все — 8 кл.); Дмитрий Бондаренко, Леся Куценко, Андрей Тимошенко (все — 10 кл.); Константин Двирный, Евгений Кушниренко, Юрий Плаксин, Ольга Яременко (все — 11 кл.)


ИНФОРМАТИКА (17 призовых мест)


1 места
(5)
Александр Руденко (8 кл.); Николай Мостовенко (10 кл.); Александр Башук, Роман Едемский, Ярослав Твердохлеб (все — 11 кл.)

2 места (6)
Богдан Кивва (8 кл.); Антон Мороз, Дарья Назарова (оба — 10 кл.); Захар Герич, Артем Пархомец, Владислав Ткаченко (все — 11 кл.)

3 места (6)
Артем Зинченко, Николай Лавренюк, Андрей Ржепишевский, Андрей Пушкарь, Денис Рыбалка (все — 10 кл.); Владислав Горбатюк (11 кл.)

Нужно отметить тот интересный факт, что все первые места в городской олимпиаде по информатике принадлежат только нашим ученикам!


ИСТОРИЯ (13 призовых мест)


1 места
(1)
Александра Дмитренко (10 кл.)

2 места (5)
Ульяна Комарова, Екатерина Маркова (обе — 8 кл.); Михаил Мартыненко, Алена Хирсина (оба — 10 кл.); Лада Питецкая (11 кл.)

3 места (7)
Соломе Берадзе, Валерия Хочунская, Владислава Ярина (все — 8 кл.); Ольга Демура, Валерия Дударенко, Георгий Зинченко (все — 10 кл.); Дмитрий Симбирев (11 кл.)


ХИМИЯ (7 призовых мест)


1 места
(2)
Александр Дмитренко, Юрий Топоров (оба — 8 кл.)

2 места (2)
Егор Косячкин (8 кл.); Дарья Любашенко (10 кл.)

3 места (3)
Владислав Фатенко (8 кл.); Даниил Дячок (10 кл.); Игорь Щербак (11 кл.)


ГЕОГРАФИЯ (7 призовых мест)


1 места
(1)
Юрий Топоров (8 кл.)

2 места (4)
Артем Горченев, Валерия Лазаренко, Станислав Рыбачук, Юлия Сукноваленко (все — 10 кл.)

3 места (2)
Михаил Мартыненко, Артем Пашинский (оба — 10 кл.)


БИОЛОГИЯ (6 призовых мест)


1 места
(2)
Леся Куценко, Екатерина Малышева (обе — 10 кл.)

2 места (2)
Валерия Лазаренко, Тамара Шурмелева (обе — 10 кл.)

3 места (2)
Александр Дмитренко, Юрий Топоров (оба — 8 кл.)


АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (5 призовых мест)


1 места
(1)
Анжелика Компаниец (11 кл.)

2 места (1)
Анна Решетняк (11 кл.)

3 места (3)
Елена Хирсина (10 кл.); Захар Герич, Ксения Смирнова (оба — 11 кл.)


ПРАВОВЕДЕНИЕ (4 призовых места)


1 места
(–)


2 места (2)
Татьяна Губенко (10 кл.); Мария Мильман (11 кл.)

3 места (2)
Алена Хирсина (10 кл.); Галина Василенко (11 кл.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА (4 призовых места)


1 места
(–)


2 места (1)
Андрей Шушковский (8 кл.)

3 места (3)
Юрий Топоров, Арсений Фещенко (оба — 8 кл.); Валерия Лазаренко (10 кл.)


ЭКОНОМИКА (3 призовых места)


1 места
(–)


2 места (1)
Владимир Пинзеник (10 кл.)

3 места (2)
Артем Пашинский, Станислав Рыбачук (оба — 10 кл.)


НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК (1 призовое место)


1 места
(–)


2 места (–)


3 места (1)
Анастасия Торбин (10 кл.)

Снова о конкурсе Intel® ISEF

Коллективная фотография призеров национального этапа конкурсаМы уже писали про этот конкурс, с середины марта известны и его результаты. И нам есть чем похвастаться.
Наш ученик Дмитрий Ксензовец завоевал III место по результатам стендовой демонстрации и защиты работ в секции физики и решением жюри получил право участвовать в финальном соревновании.
Мировой финал конкурса в этом году пройдет с 10 по 15 мая в городке Рино (шт. Невада, США) — «наибольшем из маленьких городов в мире». Ожидается участие более чем 1500 конкурсантов из 50 с лишним стран мира. Призовой фонд тоже не маленький, так что есть за что побороться.
Рино знаменит своими многочисленными казино (близость Лас-Вегаса обязывает), поэтому конкурсантам будет чем занять себя в свободное от соревнований время. :)